Проблема истины в философии науки.

Автор: Консультант по философии | 05 Окт 2010

Понятие истины.
1. Концепция истины Аристотеля.
2. Концепции корреспондентской и когерентной истин.
3. Истина и практика.
4. Конвенционалистская концепция истины.
5. Истина по Тарскому.
II. Истина и научная теория (феноменализм, инструментализм, реализм).

I. 1. Аристотель определял истинное как «Истинно мыслит тот, кто мыслит разделенное разделенным, а соединенное соединенным», то есть мыслит соответственно знание реальности. Мысленно соединять соединенное в реальности и разделять разделенное – мыслить истинно, следовательно, истина – соответствие помысленного реальному.
Но действительность не дается независимо от знания, действительность всегда дана в знании =» мы всегда сопоставляем знание со знанием. Возьмем к примеру выражение «Снег бел» — это некое знание. Оно истинно если снег в действительности бел, но чтобы определить истинность его мы должны познать явление, то есть сопоставить знание со знанием. (проводим эксперимент и получаем некое знание).
2. Когерентная концепция. Если концепция Аристотеля была корреспондентской концепцией истины, то концепция Гегеля – когерентная концепция истины. Когерентная концепция определяет истину как вписанность предложения в некоторую систему знания, т.е. это свойство самого знания, которое состоит в согласованности. Гегель: «Слова истинный художник понимаются в смысле соответствия понятию, а не знания действительности». Но понятие, по Гегелю, это вся система знания, то есть быть понятием – быть вписанным в систему знания. Однако возникают вопросы, что есть сама система знания и каковы правила включения в нее.
3. Истина и практика. Основные представители прагматизм и марксизм. Марксизм – на практике человек доказывает истинность своего мышления. Однако использование практики как критерия истинности вызывает свои трудности. Необходимо ответить на вопрос: что есть практика и каковы ее критерии? В марксизме практика связывается с революционными преобразованиями общества. Однако это теоретические категории, которые применяются к понятию «истина», т.е. опять же теория определяется через теорию. С другой стороны, истинное не всегда работает на практике. Рассмотрим 2 теории электричества: Ломоносова и Этенуса. Ломоносов хотя и рассматривал электричество как движение частиц (что истинно), но рекомендовал не заземлять громоотводы, поскольку полагал, что движение частиц в металле должно замедлять и гасить движение частиц в воздухе. Этенус же рассматривая в качестве источника электричества некую электрическую жидкость (что ложно), рекомендовал заземлять громоотводы для того, чтобы электрическая жидкость стекала в землю.
Прагматизм. Один из его основателей У. Джемс определял истину как процесс приятного вождения по опыту. Т.е. истина – то, что даст возможность с большим успехом переносить жизнь и организовывать опыт. Идея Джемса – плюрализм истины, но в науке эта идея не применима.
4. Конвенционализм. Его основатель Анри Пуанкаре «Наука и гипотеза». Рассматривая историю формирования неевклидовых геометрий, Пуанкаре утверждал, что геометрия не может быть истинной, она может лишь быть более или менее удобной. Подобный подход он переносил и на законы природы, полагая, что они истинны в силу нашего решения. В качестве примера приводится логическая структура Субъект-Предикат. Определение – это С-П структура, оно не может быть истинным или ложным, мы лишь выбираем терминологическое обозначение путем нашего решения, которое и приобретает значение «истины» или «ложности». Научные законы – это те же, но скрытые определения (tg F = sin F/cos F – определение, tg F – sinF/cos F = 0 – скрытое определение).
5.Истина по Тарскому. Тарский занимался: определением истины и ее критериями; В соответствии с его подходом истина может относится лишь к предложениям-суждениям, то есть предложениям структуры C-П. То есть когда мы говорим об истинности или ложности некоего высказывания, мы должны иметь строго сформулированное предложение.
Тарский определил понятие истины для формализованных языков, связав понятие истины с понятием выполнимости. Определение: ?x (x«0) – выполняется для действительных чисел, но не натуральных.
Определение истины для Тарского – «P» — истинное, если и только если P. Это определение предполагает разделение на объектный и метаязык. Метаязык – язык созданный для исследования объектного языка.
«Снег бел» (метаязык) — истинно, если и только если снег бел (объектный язык).
Понятие истины Тарского продуктивно, поскольку оно позволило решить некоторые проблемы. Но некоторые жалуются на его сложность, но понятие истины также сложно и либо необходимо его принять, либо отказаться от него.
Поппер выдвинул принцип правдоподобия – истинное содержание предложения (теории). Хотя, по Попперу все теории ложны, но в них есть истинное содержание, оно говорит сколько в теории содержится истинного содержания. Все теории обречены на ложность, но и ошибочные теории можно классифицировать в соответствии с их истинным содержанием и для этого Поппер использует понятие истины, выработанного Тарским.
II Сначала ответим на вопрос: Что такое теория? Теория – логически связанная система предложений и понятий. В ней есть фундаментальные предложения и понятия. И производные предложения и понятия, основанные на базе фундаментальных. В мире существует множество теорий, но можно ли говорить об их истинности.
Существует три позиции по этому вопросу.
1.Феноменализм. Представители этого направления отказываются применять понятие истины, т.к. теория – описание эмпирических фактов. Она просто их описывает требование ее истинности – излишнее требование.
Основатель этой позиции Э.Мах, который полагал, что задача науки – описание мира в его элементах. Что такое элемент? Элемент – то, что сохраняется при преобразовании Субъекта и Объекта. Это инвариант бытия. Пример инварианта бытия – наши ощущения. Поэтому цель науки – описание мира максимально приближенного к нашим ощущениям. Мах утверждал, что хорошая теория должна давать описание мира в его элементах. Подобная позиция дала возможность науке конца XIX века найти новые ориентиры. Но более полная разработка позиции Маха в «Венском кружке» выявила и слабость этой позиции — принцип несводимости к ощущениям. «Венский кружок» апишел к пониманию теории как дедуктивной системы. Они выявили в теории 2 уровня 1) нижний – описание фактов и 2) верхний, который не описывается фактами. Их связь осуществляется посредством дедукции.
Но позиция Маха не ушла. Ее в наше время развивает Баг ван Фраагин. Он выдвинул теорию «спасения явления», т.е. описание явлений, фиксации их в языке. Не обязательно, чтобы язык описывал исключительно ощущения, но смысл – дать модель явления. Т.е. «спасение явления» — его моделирование. Ван Фраагин четко артикулирует свою позицию против понятия истины. Ведь смысл теории в фиксации явления, но не в соответствии реальности. А значит понятия адекватности и истинности сопоставимы. Для теории достаточно быть адекватной, т.е. быть похожей на явление. Однако эта позиция не объясняет почему одна теория развивается, а другая нет.
2. Инструменталистская позиция. Теория – инструмент предсказания. Эта позиция не предполагает оценку на истинность или ложность, но лишь на удобно и неудобно. Эта позиция выражена Р. Райхенбахом «Опыт и Предсказания». Эта позиция быстро сошла на нет, поскольку она ставит во главе угла предсказание, но ведь необходимо и объяснение.
3. Реалистическая позиция. Теория – конструкция, которая должна соответствовать действительности, т.е. быть истинной или ложной. В западной литературе не используется термин материализм, вместо него используется термин реализм. Материализм предполагает существование объективной реальности, которая имеет свои атрибуты (т.е. реальность имеет характеристики субстанции). Для реализма существует лишь объективная реальность. Безусловно, материализм — объективная позиция, но он оказывается в положении обороны в отношении науки, т.к. если материя – субстанция, то каковы ее свойства, если она имеет структуру, то какую? Ответы на эти вопросы, в рамках материализма носят априорный характер, а наука плохо уживается с априорными представлениями. Поэтому остается реализм. Его позиция – имеется теория, которая является некоторым соответствием реальности. Плюсы этой позиции: 1) Она позволяет оценивать теорию на истинность и ложность; 2) Теория обладает функцией объяснения. Ее минусы: 1) Если мы говорим о соответствии теории реальности, то мы говорим о существовании отношения А-B, которое существует как в реальности так и в теории =» должно существовать не в одной теории, но во всех, а это может затормозить развитие науки.

Темы: Aспирантура, Лекции | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (6 голосов, средний: 4,67 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »