Лекции по педпгогике: Педагогика Дж. Локка. (философский факультет)

Автор: Консультант по философии | 03 мая 2010

Педагогика Дж. Локка.
Эпоха Просвещения предшествовала буржуазным революциям. Просветители выдвинули и обосновали положение, что именно разум, знание правят миром, господствуют в культуре.
Просветители глубоко верили, что разум, рациональное знание может и должен освободить человечество от природного и социального рабства. И они верили, что разум будет способствовать распространению идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий. Просветители возлагали большие надежды на образование. И в этой связи они стремились, прежде всего, очистить школу от схоластических методов обучения и воспитания. Тогда к детям относились как к взрослым, и им нередко приходилось просиживать в классах по 10-12 часов с небольшими перерывами. Ощущалась острая нужда в более гуманных методах, то есть в иной педагогике. И заслуга создания такой педагогике принадлежит Дж. Локку.
Дж. Локк (1632 – 1704) закончил Оксфорд по специальности врач, преподавал греческий язык, риторику, эстетику. Локк представил эмпирическое направление в философии. Эта методология и определяет его педагогические воззрения. Если говорить о его педагогической теории, то он отвергает все схоластические методы воспитания и обучения, общие, одинаковые для всех учеников правила. Он выдвигает принцип индивидуального подхода. Он пишет, что «вряд ли найдутся двое детей, в воспитании которых можно было бы применить одинаковые методы». Он критикует учение Декарта и других философов о так называемых врожденных идеях. То есть о том, что некоторые идеи, такие как, например, математические истины, вера Бога, являются врожденными, существуют в сознании человека до опыта. Локк утверждает, что человек рождается с сознанием, которое похоже на чистую доску (табула раса). Таким образом, он провозглашает естественное равенство всех людей. Хотя он и признает, что существуют некоторые врожденные эмоции, некоторые врожденные отличия людей, тем не менее, для него всякий ребенок это пустая комната, лишенная каких-либо ни было идей. И только жизнь, опыт, через который проходит человек, заполняет эту комнату идеями. Разум, знание развиваются на основе опыта. Это значит, что воспитание и социальное окружение создают различия между людьми. Локк утверждает, что на 90 процентов люди таковы, какими их сделало воспитание. Главное, о чем следует помнить воспитателю, какие привычки вы желаете укоренить. Поэтому Локк советует давать поменьше правил, но давши их, следить за их исполнением. Локк закладывает педагогику и воспитание английского джентльмена. Джентльмен действует согласно традициям и нормам, которые существуют в обществе и не должен делать что-то вопреки им. Поэтому первое, чему надо научить человека — это пониманию. Эта главная цель образования по Локку, самоконтроль, самодисциплина. Другими словами, надо сформировать привычку следовать понимаю, разуму, подчинять самоконтролю все свои желания и поступки. Локк говорит, что в воспитании джентльмена важно и душа, и тело. Чтобы установить самодисциплину, объясняет он, надо укрепить здоровье. Когда тело слабо, человек неспособен контролировать требования тела. Поэтому он уделяет очень большое внимание физическому воспитанию, следуя древней мудрости, «в здоровом теле — здоровый дух». Но так же обстоит дело с душой. Надо научить отказываться, говорит Локк, подавлять влечения, следовать тому, на что указывает разум. Надо упражнять волю (власть человека над собой). Волевой акт у человека состоит из 1) взвешивания относительной ценности возможного поступка, 2) выбора одного из них и фиксирования на нем внимания, 3)перехода намерения в действие. Инструментами воспитания здесь могут являться: пример, поощрение, наказание. Локк показывает необходимость научить человека властвовать над своими наклонностями и подчинять влечения разуму. По Локку, человек должен обладать следующими чертами, которые он получает в процессе образования: 1.добродетель, то есть понятие о Боге, который думает о нас и дарует нам все. 2. мудрость, умелое и предусмотрительное ведение своих дел. 3. благовоспитанность — антипод рабской застенчивости и небрежности, непочтительности в обращении. Этого можно добиться, имея адекватную самооценку и это тоже задача воспитания. 4. знание. Таким образом, у Локка на первом месте воспитание, а не обучение, знание. Локк отрицал преформистский взгляд, который господствовал в средневековье и заключался в том, что ребенок — это взрослый в миниатюре. Для Локка образование это, в основном, процесс социализации. То есть ребенок должен научиться понимать, подчинять все свое поведение, желания разуму с тем, чтобы завоевать одобрение взрослых, той среды, в которой он существует, быть полезным и добродетельным членом общества. Он исходил из того, что нужно воспитывать привычку, поскольку посеешь привычку, пожнешь характер. Соответственно, чтобы привычка укоренилась, надо задействовать, говорит Локк, поощрение и наказание. воспитание должно преобразовать эти мотивы в конкретные виды поощрения и наказания. Телесные наказания по Локку не являются подходящими. Локк считает, что надо воздействовать на самолюбие, то есть на нравственные принципы человека – честь, долг, совесть. И надо воздействовать на разум, дорожить репутацией, честью. Но для этого необходимо, чтобы у ребенка было сформировано понимание, что есть честь, а что позор. Как это сделать? Дети очень чувствительны к похвале. То есть необходима соответствующая реакция взрослых, надо, чтобы поступок всегда оценивался взрослым и вызывал у ребенка стыд, раскаяние или удовольствие. А для этого у каждого ребенка должна существовать своя референтная группа, группа наиболее уважаемых, наиболее ценимых людей.

Темы: Лекции, Ответы на вопросы к экзаменам | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (4 голосов, средний: 4,75 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »