Лекции по педагогике: Педагогика Яна Коменского. (философский факультет)

Автор: Консультант по философии | 03 мая 2010

Педагогика. Лекция №2
Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Ему первому принадлежит выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему. До сих пор во всем мире используется предложенные Коменским учебный год, каникулы
(в переводе с латинского языка означает собачье время), деление учебного года на четверти, одновременный прием учащихся в школу осенью, классно-урочная система, учет знания учащихся (оценки), продолжительность учебного дня. Коменский выступал против педагогической схоластики, бездумной зубрежки, ненужных знаний, насилия над учениками и равнодушия педагогов. Он создал педагогическую теоретическую систему, через которую последовательно проводил идею необходимости воспитания и обучения человека через всю его жизнь. При этом в своей системе он выдвинул три цели перед учителями и учениками: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Эти цели всегда будут стоять перед педагогикой, подчеркивает Коменский. Меняться должны будут только инструменты воспитания. Стратегическая задача его педагогической системы – гармония человека в мире земном и небесном. Человек должен быть образом божьим, и только тогда он познает вечное блаженство. Его надо научить жить не только для себя, но и для Бога. В этом необходимость всеобщего образования. Коменский верит в эту цель, потому что все люди равны от рождения. Человек может достичь совершенства, утраченного много веков назад. Так как он считает, что человек способен преодолеть природный грех добром и милостью, именно поэтому конечная цель педагогики Коменского исправление человека и человечества.
Коменский строит систему всеобщего обучения и воспитания не только на основе христианской веры, потребностей государства, но он выдвигает мысль о праве каждого человека на образование. Школа, по Коменскому, это кузница гуманизма, или мастерская человечности. И вся система воспитания должна основываться на гуманистических началах. Исходя из природы человека, он делит его жизнь на этапы. В основе деления естественный возраст человека: раннее детство, отрочество, юность, возмужалость, зрелость, старость. Он вводит принцип природосообразности. Это значит, что человек часть природы и должен подчиняться ее законам. Природа это творение Бога, а, значит, природа — путь понимания Бога. Принцип природосообразности должен быть положен, считает Коменский, в основание познания, обучения и воспитания. Основой природосообразности является сенсуализм, познание реальности на основе чувственного восприятия, чувственного опыта. Поэтому Коменский говорит, что слух необходимо соединять со зрением и слова с деятельностью руки. Отсюда его метод наглядности, который потом назовут золотым правилом дидактики. Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве. То есть, надо идти от факта, чувственного опыта к выводам, от примера к правилам. Первый этап обучения от 0 до 6 лет материнская школа (школа в семье). обучение и воспитание здесь строится непосредственно на живом опыте, развитии упражнений внешних чувств. Все обучение и воспитание в этот период ведут родители. Надо заниматься предметами с ребенком, но адекватно уровню его развития. Второй этап от 6 до 12 лет называется школой родного языка или общеобразовательная школа. Главная цель воспитание разумного гражданина. Соответственно, обучение общим предметам, тренировка памяти. Проявившие способности к обучению в школе родного языка переходят в гимназию. Гимназия (латинская школа) это третий этап с 12 до 18 лет. Четвертый этап с 18 до 24 лет это академия, обучение специальности. Так у него выстраивается видение общего образования разумного гражданина, полезного для общества специалиста. В «Великой дидактике» он пишет: «Необходимо жить с другими по единым законам. Для этого нужно никого не уязвлять, давать каждому то, что ему принадлежит, приносит пользу, какую кто может. При этом каждый должен чему-нибудь научиться за день».
Каково наполнение образования? Что должны мы знать – законы различных наук, или необходимы навыки и умения практической жизни?
По этим вопросам существуют разные точки зрения.
Первая точка зрения идет от Коменского, затем она пересекает просвещение, и российская система школьного образования тоже базируется на ней. Школа должна готовить универсального, энциклопедически образованного человека (если перевести с латыни, то школа – это ступенька, человек должен был пройти всю эту лестнице, чтобы усвоить знания всех наук). Коменский в этой связи писал, что цель образования воспитание человека знающего все науки и все искусства. Эту же позицию поддерживал О. Конт, который считал, что нужно обязательно пройти весь курс его позитивного знания. Разносторонний человек, конечно, это прекрасно. Кто против этого будет спорить? Однако отметим, что такое обучение очень трудоемкое, затратное. И надо поставить вопрос, есть ли в нем необходимость сегодня, когда у каждого имеется персональный компьютер, достаточно нажать клавишу, и он выдаст справку по любому вопросу? Стоит ли так много трудиться? Надо сказать, что это обучение линейное, коммулятивное, так как идет постоянное накопление знаний, его обрастание новыми и новыми характеристиками. Это знание, переполненное материалом. Это обучение сложно еще и потому, что в отведенное время надо освоить всю программу. Сложно и для студента, и для преподавателя. Преподаватель вынужден многое говорить торопливо, а значит, неизбежно поверхностно. И я думаю, что в системе массового образования невозможно быть энциклопедистом, подготовить всех как энциклопедистов.
Ян Коменский считал, что в преподавании необходимо идти от простого к сложному, при этом критерием истинности является ясность, четкость. обучение должно быть посильным, давать надо то, что доступно возрасту. Наиболее знаменательным является его золотое правило дидактики – все, что только возможно предоставлять для восприятия чувствами, предоставить. Здесь идет речь о наглядности обучения. Параллелизм вещей и слов, то есть единство теории и практики. Коменский говорит о том, что в преподавании должна быть строгая последовательность, то есть должна быть систематичность обучения, ибо природа не смешивает никогда своих действий, она выполняет их по отдельности в определенном порядке. Он считал, что приемы обучения должны быть легкими, быстро приводящие к успеху, а для этого надо соединить приятное с полезным, поощрять любознательность.

Темы: Лекции, Ответы на вопросы к экзаменам | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (15 голосов, средний: 3,60 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »