Лекции по педагогике: педагогика Штайнера. (философский факультет)

Автор: Консультант по философии | 03 мая 2010

Педагогика Штайнера.
Педагогика Рудольфа Штайнера (1861 – 1925), в отечественной литературе «экология детства». Р. Штайнер — австрийский философ, по политическим убеждениям социалист.
В 1919 году в Германии недалеко от города Штуттгарта он основал школу для рабочих и детей табачной фабрики в местечке Вальдорф. Отсюда название Вальдорфская школа. Он разработал программу, которая учитывает интересы всех людей. В основу он положил антропософский подход. Для Штайнера было главным сохранить и естественным образом развить субстанцию детства, без которой человек не может быть самим собой. Детство – это этап физического и социального становления человека, и он составляет примерно ? часть человеческой жизни. Сегодня мир детства сокращается извне. В школьных программах содержится вузовский материал и т.д. Принципы антропософского подхода. Во-первых, это уважение к человеческому индивиду. Никакой директивной педагогики. Во-вторых, обучение, воспитание – это штучное производство. То есть надо всячески избегать штамповки учеников, их нивелировки. В-третьих, задача не вывести учеников на какой-то определенный путь, а лишь дать материал, позволяющий занимать им самостоятельную позицию. И, наконец, в-четвертых, это свободное воспитание и свободная школа. Основная цель – это распознать, что заложено в человеке, и развить это. Тогда, когда школа будет развивать индивидуальные задатки, только в этом случае общество будет получать приток новых сил от подрастающего поколения. В существовании человека и общества всегда можно выделить три сферы общественной жизни, в которых фокусируются специфические закономерности данного общества и человека. Это духовно-культурная сфера, экономическая и политико-правовая сферы. Штайнер предлагает, чтобы эти три сферы или общественные функции их деятельности должны управляться параллельно и независимо друг от друга.
Штайнер настаивает на том, что человек должен воспитываться в свободе от требований государственной власти или хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сам не сможет активно работать в этих областях. Это значит, что у каждого человека должно быть право на свободное образование. То есть должны быть для этого свободные школы, свободные университеты. Итак, государство не должно вмешиваться, но быть правовым гарантом, а экономика давать деньги.
Вальдорфская школа (в мире около 500 таких школ). Школа должна строиться на глубоком знании человека. Задача учителя, не затрагивая «я» ученика, способствовать формированию его тела и души, чтобы индивидуальность когда-нибудь могла стать полным хозяином человека. Кроме того, школа должна опираться на законы развития человека, эти законы одинаковы для всех людей от 7 до 15 лет. В Вальдорфской школе дети начинают писать и читать с 3-его класса. В более позднем возрасте (с 15 лет) образование может быть дифференцированно. В такой школе человек учится до 20 лет. Все преподаваемые предметы в этой школе должны быть направлены на человека, раскрытие его индивидуальности, как представителя всего мироздания. И первым условием для достижения этой цели Штайнер считал подбор учителей. учитель это мудрый наставник. учитель там работает практически все годы и ведет все предметы. В школе дается право самим выбирать учителей. Антропософскую педагогику Штайнера условно можно отнести к неопрагматической модели. Это антропоцентрическая модель. Все сводится в этом направлении образования, в его организации к самоутверждению личности. Собственно говоря, стратегия такая, чтобы направить образование по пути самовыражения личности.
Штайнер выделяет три этапа в развитии душевной жизни. Первый этап – возраст подражания (от 0 до 7 лет, физиологически это связано со сменой молочных зубов), для которого характерно то, что ребенок всему подражает, и это становится составной частью его жизни. Приобретенные в этом возрасте качества, привычки становятся наиболее устойчивыми. Вначале подражание происходит бессознательно, но постепенно становится все более и более осознанным и выражается в игре. Штайнер отмечал, что потребность подражания заложена в человеке необычайно глубоко. Если взрослые препятствуют проявлению подражания у ребенка, то это может иметь опасные последствия. В возрасте от 7 лет до наступления половой зрелости наступает второй этап в развитии душевной жизни ребенка, который мы можем назвать, возрастом авторитета. В 7 лет ребенок начинает учиться, и он хочет иметь какую-то опору, но не только в родителях, а опору вовне. То есть ему нужен какой-то авторитет. Авторитет – это стабильность, уверенность, что все правильно. У людей, у которых не складывается авторитета, налицо внутренняя слабость, отсутствие стабильности. Естественный авторитет служит проводником духовно-образного видения человека, под воздействием которого формируется очень много важных, нравственных качеств человека. Третий этап – это период полового созревания, период бубертата. Начинается он где-то в 13-14 лет. можно обозначить как мыслительный этап. В это время формируются глубокие интересы человека к себе и окружению. В этот период человек имеет уже самостоятельные суждения. С половым созреванием формируется и начинает интенсивно развиваться интеллектуальная деятельность, абстрактное мышление, способность к творчеству. развитие основных способностей интеллекта к 18 годам должно быть завершено. В этой фазе человеку становится присуще внутреннее беспокойство, противоречивые желания, упрямство, заносчивость, общая страстность, с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру.

Темы: Лекции, Ответы на вопросы к экзаменам | 1 отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (6 голосов, средний: 3,67 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »