Лекции по педагогике: педагогика Макаренко. (философский факультет)

Автор: Консультант по философии | 03 Сен 2010

Педагогика Макаренко.
С победой революции 1917 года отечественная школа развивалась под влиянием идей марксизма. Цель воспитания была сформулирована в программе КПСС – формирование разносторонней гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовные богатства, моральную чистоту и физическое совершенство.
Поскольку социализм это общество коллективных тружеников, то с самого начала образования советской власти встала конкретная задача сформировать человека-коллективиста и общество коллективистов. И значительный вклад в теорию формирования и развития человека-коллективиста внес А.С. Макаренко (1888 – 1939). Именно Макаренко разработал подробную технологию воспитания человека через коллектив, где коллектив выступал как средство, инструмент формирования человека. Он сформулировал закон жизни коллектива, который звучит так: «Движение — форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти». Он также определил принципы развития коллектива. В марксистской теории есть понятие «подлинной коллективности» и есть понятие «формальной, или псевдоколлективности». Макаренко работал на то, чтобы сформировать подлинную коллективность. И такими принципами подлинной коллективности у него выступают гласность, ответственная зависимость, взаимоответственность.
Прежде всего, он выделил этапы — стадии развития коллектива. Чтобы стать подлинным коллективом, группа должна пройти несколько этапов. Первая стадия называется первоначальное сплочение. Эта стадия, когда имеет место становление коллектива, главную роль здесь играет педагог. Первая стадия завершается, когда в коллективе вычленился и заработал актив наиболее сознательных, наиболее подготовленных ребят. Второй критерий характеризуется тем, что воспитанники сплотились на основе общей цели. Третий критерий – имеет место сплочение на основе обшей деятельности и общей организации. Вторая стадия – это усиливающееся влияние актива, актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива. Для этой стадии характерно то, что начинает действовать механизм самоорганизации, саморегулирования коллектива. И коллектив здесь становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Третья стадия – это расцвет коллектива. Здесь более высокие требования к себе, чем к товарищам. Коллектив превратился в инструмент индивидуального развития каждого из членов. Внешне это выглядит так: общие оценки, я думаю как все, общий опыт всех членов коллектива и т.д. Поскольку движение коллектива это все, а остановка это его смерть, то идет дальнейшее развитие за счет самовоспитания, постановки все новых и новых задач.
Особенно важным для развития коллектива является выбор цели. Цель – это то, что может увлечь ребят, и Макаренко называет это перспективными линиями. Во всяком случае, перспективные линии должны быть у каждого коллектива, и они формируют коллектив. Он различает три вида целей. Первая цель близкая, то, что он называет завтрашняя радость. Например, дети, завтра пойдем в цирк – съешьте манную кашу. Вторая цель средняя. Например, через два месяца у нас соревнования с 5 «Б» классом, Ваня, ты молодец, ты хорошо тренируешься, а ты, Петя, не очень, давай-ка старайся. Третья цель далекая. Дети, не пройдет и 10 лет, как мы закончим школу. И Макаренко утверждает, что должна быть непрерывная смена перспектив.
Принцип параллельного действия: требование воздействовать на воспитанника через коллектив. 3 силы: педагог, актив, весь коллектив.
Стиль внутриколлективных отношений: тональность – мажор, ощущение собственного достоинства, друзья, ощущение защищенности, активность.
Сейчас происходит переосмысливание прежних ценностей, которые провозгласил Макаренко. Считают, что он стал певцом внешней и внутренней диктатуры человека, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено, и что в этой системе абсолютно нет места для индивидуальности, личности человека.

Темы: Лекции, Ответы на вопросы к экзаменам | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (6 голосов, средний: 4,83 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »