Лекции по педагогике:педагогика О. Конта. (философский факультет).

Автор: Консультант по философии | 03 мая 2010

Педагогика О. Конта
Индустриальная эпоха (вторая половина 19 – первая половина 20 веков). Популярные либеральные лозунги, которые были выдвинуты эпохой буржуазных революций, в середине 19 века стали отбрасываться. На первый план выходят иные ценности, связанные с извлечением максимально высокой прибыли.
Дело в том, что в этот период более или менее одновременно в Европе прошла промышленная революция, которая послужила началом индустриализма в развитии общества. Новая эпоха характеризовалась ускорением всех общественных процессов, происходил бурный рост промышленных предприятий, что получило название промышленного бума. Последний был связан с концентрацией и ростом производства, капитала, рабочей силы. Складывается массовое производство, которое повлекло за собой стандартизацию, специализацию, синхронизацию, централизацию. Это находило свое отражение и в образовании. Тогда начали создаваться большие школы. Новые процессы обусловили иные цели и способы образования людей. То есть, массовое производство потребовало массового, унифицированного обучения. Потребовалось обучить людей пунктуальности и дисциплинированности. Ведь конвейерная работа требовала от людей, чтобы они могли на протяжении 8 – 10 часов выполнять скучную, монотонную работу. Чтобы социальная экспансия (социальная экспансия присуща всем людям, это неудовлетворенность своим положением) не выходила за рамки установленных норм и правил общежития и в тоже время способствовала притоку в систему технизированного общественного производства подготовленных работников, надо было перестраивать систему обучения. И одним из первых, кто понял необходимость реформирования системы образования, отвечающей насущным потребностям развития, придания ей динамичности, был Огюст Конт.
О. Конт (1798 – 1857). Идеи реформирования образования он изложил в своем большом труде «Курс позитивной философии» (1842). Содержанием философии Конта служат два основных открытия. Закон трех стадий исторического, интеллектуального развития (теологическая, метафизическая и позитивная). Конт доказывает, что истолкование природных сущностей мы имеем в опыте. Другое открытие Конта заключается в том, что он дает классификацию наук, которая выступает краеугольным камнем его философии. Эти открытия в значительной степени предопределили и обосновали круг выдвигающихся им педагогических проблем.
Конт считает, что необходимо придать образованию универсальный, систематический характер. В этой связи он предлагает разделить весь процесс воспитания и обучения на 2 периода. Первый период охватывает самопроизвольное, спонтанное воспитание (от 0 до 14 лет). Конт называет это временем развития культуры сердца (чувства). И второй период это воспитание систематическое (после 14 до 21 года), которое он характеризует как время культуры ума. В течение первого периода ребенок, считает Конт, под руководством матери должен получить начатки гуманитарного образования. Здесь, говорит Конт, необходимо развить нравственные свойства ребенка, привить альтруистические чувства и влечения. Для этой цели нужно как можно больше заниматься с ребенком чтением и обращать внимание на эстетические вопросы.
После 14 лет литературно-эстетическое образование продолжается, но на первый план выдвигается систематическое прохождение курса положительных наук в строго определенном порядке: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Практически такая же классификация есть у Дидро, а потом ее воспроизвел Энгельс в «Диалектике природы», только там нет математики и астрономии. В продолжении семи лет должен быть изучен этот курс позитивных наук. Каждый год по одной науке. Прохождение подобного курса, считает Конт, должно сопровождаться чтением классических сочинений (первоисточников) по соответствующим областям знания. Налицо стремление Конта к философской, логической концентрации знания. Он увидел, что интеллектуальный процесс развития человека заключается не только в аккумуляции знания, но и в его конденсации. Конт хотел показать, что узкая специализация весьма и весьма непроизводительна в науке, и важно экономить духовные силы человечества конденсацией высших основоположений науки. Позитивный курс и есть, как считал Конт, высшее основоположение научной картины мира. Однако, Конт забывает психологическую составляющую, а именно множественность интересов человека. Поэтому подростку сконцентрировать его интерес только на каком-то одном виде знания невозможно. Кроме того, отрицая метафизику, он отрицает все то, что не может быть выведено, получено из непосредственного опыта.
Конт предлагает повсюду учредить общедоступные учебные заведения, выступал за демократизацию системы образования, которая должна удовлетворять условиям бесплатности обучения, обязательности обучения и светскому характеру обучения. Эта реформа, предложенная Контом, была проведена (с большими ограничениями) во Франции где-то в 80-х годах 19 века его последователями. Нужно сказать, что идеи Конта до сих пор живы и находят свое отражение в современной педагогической практике.

Темы: Лекции, Ответы на вопросы к экзаменам | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »