Инновации в науке. Когнитивная социология. (Лекция Яковлева В.А.)

Автор: Консультант по философии | 05 Окт 2010

Литература:
1. Домар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970
2. Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.
3. Новиков А.С. Научные открытия. М., 2003.
4. Розов Пути научных открытий // Вопросы философии №8, 1981.
5. Природа научных открытий. М., 1986.
6. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.
7. Он же Инновации в науке. М., 1997.
8. Он же Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии № 6, 2003.

Термин инновация вошел совсем недавно в философию науки, но он уже успел перекочевать и в социально-культурный контекст. В настоящее время термин инновация активно используется в экономике, где под инновацией понимается продукт, имеющий цену на рынке (так же используется термин-заменитель ноу-хау). В экономической сфере инновация это всегда соединение прикладной и фундаментальной науки.
В науке же, в которой одним из основных принципов существования является принцип коллективизма. Инновация – идея принятая научным сообществом. Безусловно, какая-либо новая идея рождается в голове отдельного человека, но только вследствие коммуникации эта идея принимается или не принимается в научном сообществе. Идея необязательно должна быть истинной, но без подобной апробации, истинность этой идеи установлена быть не может.
Подобная новая идея может иметь отношение к различным областям:
1. Развитие познавательного процесса (Инновация – не только открытие объекта, но установление связей и взаимозависимостей внутри этого объекта и в области существования этого объекта. Кроме того, открытие может относится не только к сфере знания, но и к области существования самого научного сообщества (например: как организовать эффективность научного труда)).
2. Появление новых научных технологий (новых сфер науки). Следует учитывать, что новое знание в современной науке предполагает существование новой материальной базы.
3. Появление новых форм организации коммуникативных практик между учеными. Следует учитывать, что ученые часто работают в условиях несоответствующих их личным научным интересам. Поэтому они стараются с помощью различных коммуникативных практик (например, печатаясь в журналах) отыскать единомышленников, совместно с которыми они образуют клубы по интересам – «невидимые колледжи». Следует учесть, что современные средства массовой информации помогают облегчить установление подобных связей.
4. Разработка морально-нравственного кодекса ученых. Р. Мертон в своей работе «Социология науки» разработал кодекс поведения ученого в науке, в котором описал наиболее важные черты этоса ученого такие как: 1) универсальность (т.е. идея должна быть доступна для всех в научном сообществе); 2) коллективизм (делая открытие, ученый понимает связь с теми, кто был до него и с теми, кто рядом с ним); 3) принцип органического скептицизма (основной принцип нравственности ученого); 4) принцип бескорыстности (принцип, ориентирующий ученого на максимально эффективную работу в науке).

Инновационную эпистемологию можно позиционировать между эволюционной эпистемологией и когнитивной социологией науки.
Эволюционная эпистемология исходит из парадигмы эволюционного подхода к развитию живого. Хотя данная парадигма зародилась еще в XIX веке (Спенсер и Дарвин), в XX веке она достигла своего расцвета, поскольку появилась синтетическая теория эволюции (которая объединила генетическую и эволюционную программу). В философии науки эта эволюционная теория выразилась в четырех направлениях:
1) Попперовская парадигма представления о науке как постоянном развитии через конкуренцию и борьбу гипотез и теорий.
2) Эволюция понятий (С. Тулмин – понятия в науке вылупляется на уровне групп, среди этих понятий идет отбор и в итоге остается только то, что и фиксируется в качестве научного понятия) В качестве примера следует привести разницу в понимании атома Демокрита и атома Резерфорда. Помимо этого, для науки важно не просто определение, но и операционализация понятия.
3) Генетическая эпистемология (Ж. Пиаже). Данная программа исследует каким образом ребенок переходит от нулевого уровня развития интеллекта к зрелому интеллекту. Этот процесс идет возраста 14 лет и содержит следующие фазы: 1) 0-2 гг. – формирование зачатков языкового мышления; 2) 2-5 лет – оформление языкового мышления, новые схемы жействия связывают мыслительные операции со средой – интра-стадия; 3) 5-11 лет – формирование отдельных логических операций (законы тождетва, недопустимости противоречия, исключенного третьего) – интер-стадия; 4) 11-14 лет – окончательное оформление схемы мышления, поскольку ребенок начинает мыслить гипотезами (по типу: если … то) – транс-стадия. Когда человек рождается у него уже есть мыслительные схемы, в соответствие с которые осуществляется синтез эмпирических данных В нормальном состоянии, воспитании в человеческом обществе, ребенка заставляют развиваться, вследствие чего происходит переструктурирование интеллекта за счет влияния среды (как социальной, так и природной).
4) Филогенетическое направление (Лоренц, Фоллмер). Для представителей этого направления познание – это функция жизни. То есть, процесс жизни и процесс познания неразделимы. Следует отметить, что представители данного направления идут от дарвиновской идеи проб и ошибок (слепой перебор вариантов, удержание всего полезного).
5) Натурализованная эпистемология (Уиллард Куайн). Настаивает на том, что эпистемологические представления могут быть сведены к сумме выводов естественных наук. Философия же в эпистемологии должна осуществлять организационной деятельностью. Эволюция же – комплексная программа, в познании которой играют большую роль естественные науки и психология.
Основной критерий эволюционных процессов: вероятность, поэтапность, естественность, инновационная деятельность человека – это лишь продолжение инновационной деятельности природы.
Второе направление – когнитивная социология (Блур, Барнс, Малкей). Это противоположная точка зрения, согласно которой процесс новаций в науке это чисто человеческая деятельность, имеющая связь с природой только в том смысле, что человек живое существо.
Согласно представителям этого направления определяющие факторы в научной деятельности – социокультурные факторы. Научное творчество ничем не отличается от иных вдов деятельности, там также властвуют деньги, слава и власть.
Науки не обладает особым эпистемологическим статусом и, как следствие, не может претендовать на обладание истиной, поскольку никаких доказательств этому нет, а работа ученых в лабораториях сводятся к социальным вопросам. Таким образом, коллектив ученых не отличается принципиально от иных человеческих коллективов.
С точки зрения Яковлева, социально-экономические ресурсы в науке реализуются в двух основных блоках: а) 1) эмпирический репертуар (ученый выдает себя за рупор эпохи); 2) институциональный репертуар (социальная роль ученых в своих коллективах); б) контингентная (случайные связи и столкновения, в результате которых рождаются коллективные связи) форма и условная форма;
В результате получается консенсус, который и приравнивается к знанию.

Как уже было сказано, инновационная эпистемология находится между этими двумя направлениями. И Яковлев предлагает опираться на диалоги Платона, для рассмотрения возникновения инноваций в космическом и человеческом плане.

«Тимей».

Платон настаивает на том, что человек творит по аналогии с космогенезом. При рождении космоса первоначально существовала сущность всех сущностей, которая содержала креативный потенциал. Об этой сущности мы ничего не можем сказать, поскольку она носит запредельный характер. Но о ее существовании мы догадываемся, поскольку ее транслируют три трансцендентальные сущности: Демиург (бог-ремесленник, активное начало), хора (пространство, пассивное начало) и парадигма (набор образов, на основе которых бог-демиург творит мир).
Бог-демиург на основе образов парадигмы творит в хоре мировую душу, тем самым одушевляет космос, анимирует его. С этого момента появляется время (т.е. время творится демиургом). Время отождествляется с движением. Затем творится область недвижных звезд и боги-планеты. После этого космические боги творят богов земных (олимпийцев), а затем уже олимпийцы творят животных и людей. Космос устойчив. Кроме того, он имеет и ценностное измерение, поскольку Демиург благ и эту благость он транслирует и в свое творение.
Наука изучает основы мироздания, выражение которых Платон видел в математике. В основе мира лежат элементы мира, которые состоят из правильных геометрических фигур. Помимо этого весь мир выражает идею блага. Познание которой опосредуют идеи красоты, истины и пропорции. Каждой из этих идей соответствует определенная познавательная активность: красоте – искусство, истине – наука, пропорции –математика.
Платон сознательно принижает значение человеческого творчества, но задает человеческому творчеству соответствующий ориентир в качестве искусства Демиурга. Но отличие творчества человека от творчества Демиурга в том, что основа творчества человека не благо, а красота.
Платон выстраивает иерархию сфер инновационной деятельности:
1. Физическое творчество – порождение себе подобных.
2. Художественное творчество (искусство – это копирование копий).
3. Техническое творчество.
4. Научное творчество.
5. Социально-юридическое творчество.
В диалоге «Пир» Платон описывает механизм инновационной деятельности в любой сфере человеческой деятельности.
Проблемная ситуация. Встречаются два человека и начинают обсуждать победу поэта Агафона. В процессе осуждения они приходят к выводу, что Агафон создал прекрасное произведение. Но появляется вопрос: Что такое красота?
Проблемное событие. Они решают созвать пир для обсуждения этого вопроса.
Креативная ситуация. Каждый из участников пира должен сказать речь по данному вопросу. Это своеобразный мозговой штурм. Каждый высказывается, в том числе и Сократ.
Рождение инновации. Сократ высказывается последим, когда все уже выступили. Он как бы синтезирует две высказанные точки зрения, согласно первой из которых Эрот связан с Афродитой-Уранией и, как следствие, связан с чистой, возвышенной любовью. Согласно второй точке зрения, Эрот связан с Афродитой пошлой, земной. Сократ синтезирует эти точки зрения посредством указания на то, что, по легенде, Эрот был рожден от богини бедности Пении и бога богатства Пороса. Поэтому внешне он не привлекателен, что может ввести в заблуждение неглубокий ум, но внутренне он прекрасен. Эта новация превращается в инновацию, когда большинство участников пира принимают истинность этой идеи. Дабы это произошло, Сократ снимает с себя авторство идеи.
Помимо вышеизложенного, Платон продвигает и еще одну идею, крайне важную для инновационной деятельности – идею развития коммуникационных практик с помощью использования диалога.
Эта схема рождения нового вполне подходит для науки с тем добавлением, что в науке инновация в процессе своего существования превращается в традицию. А традиция превращается в догму. В процессе нарастания аномалий, которые догма объяснить не может, рождается новая новация, которой предстоит стать инновацией.
Эту схему мы можем использовать в трех измерениях:
1. Рассматривать в качестве области инновации саму культуру. Хотя каждая из сфер культуры несет креативный потенциал, тем не менее именно наука в современном обществе занимает привилегированное положение. Но это было не всегда. В Древней Греции, где и родилась наука, но там она носит самоценный характер, то есть, реализация креативного потенциала не была приоритетной. Вследствие этого в Средние века наука отходит на второй план. Но в период Возрождения, она снова выходит на первый план, поскольку претендует на реализацию инновации как средства установления власти над природой для улучшения человеческого быта. Наука как таковая еще ничего не принесла, но она обещает и как следствие получает финансирование, следствием чего и становятся результаты второй половины XVIII века (электричество, успехи в химии). То есть только когда наука, наряду с самоценным характером, получает способность решать проблемы, она приобретает статус инновации.
2. Измерение на уровне небольших сообществ, то есть рассмотрение того, как идеи рожденная в небольшом сообществе становится универсальной для научного сообщества. А) Проблемная ситуация. В конце XIX века в физике господствовала механистическая парадигма. Но она не могла объяснить многие появившиеся парадоксы: электромагнитные волны, рентгеновские лучи, радиоактивность. Б) Проблемное событие. М. Планк обнаружил излучение абсолютно черного тела, которое шло не как непрерывная волна, а порциями. Затем Эйнштейн доказал, что свет это также не непрерывный поток. В) Креативная ситуация. Идея Л. Де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме. В зависимости от приборов, которыми измеряется физический процесс, мы имеем либо волну, либо квант. Г) Рождение инновации. Оно произошло на Сольвейгских конгресса, где Эйнштейн, отрицавший вероятностный подход к корпускулярно-волновому дуализму, противостоял Бору, который его отстаивал. Именно на этих конгрессах Бор выдвинул свой принцип дополнительности, согласно которому волна и частица не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Этот принцип был принят в качестве главенствующего. Помимо этого принципа на тех же конгрессах сформировалась ортодоксальная копенгагенская школа. Д) Копенгагенская школа и сформировала традицию.
3. На уровне отдельного субъекта. (Пример: открытие Менделеевым соей таблицы). В принципе ситуация повторяется, только на стадии рождения инновации присутствует фаза проб и ошибок, фаза инкубационная, фаза открытия. Затем открытие долго проверяется с целью точного установления истинности открытия.
Следует отметить, что в науке важна общая структура, поэтому столь большую роль играет механизм переноса или использование идей, которые уже родились в других областях науки или сферах культуры. Различают четыре формы подобного переноса: 1) Внутринаучный. Поскольку науки все более диверсифицируются, то ученые часто обращаются к иным наукам в рамках одной дисциплины с целью заимствовании моделей исследования. Яркий пример выстраивание Резерфордом модели тома по аналои с моделью Солнечной системы. 2) Междисциплинарный. Перенос из одной дисциплины в другую. Так принцип цепных реакции первоначально был сформулирован в химии, а затем был применен и в физике. 3) Метанаучный. Использование одного и того же подхода во всех науках. Примером подобных подходов могут служить: механистический подход, системно-структурный подход, кибернетический подход, синергетический подход. 4) Личностный. Попытка исследователя отождествить себя с исследуемым объектом.
В заключении же Яковлев дал классификацию научных открытий, понимаемых как знание:
1. Квазиинтенциональные открытия (принцип нашли то, что искали) – таковы открытие бензольного кольца или составление Менделеевым одноименной таблицы. Подобные открытия совершаются в рамках существующей парадигмы.
2. Экстраординарные открытия (принцип искал одно, а нашли другое) – таковы открытие Америки, открытие электромагнитных волн.

Темы: Aспирантура, Лекции | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (4 голосов, средний: 4,25 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »