Понятие теории в философии науки

Автор: Консультант по философии | 17 Ноя 2010


Теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения)
элементы структуры теории: 1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы.. 2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов 3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
А. Эйнштейн: «теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи(полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом).
Виды теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д.
Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.
Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений делятся на:
1)Феноменологические (описательные, эмпирические) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (термодинамика, психологические и социологические теории и др.). не анализируют природу исследуемых явлений и не используют сложные абстрактные объекты, решают задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках, обычно это первые ступени развития науки
2)С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (объясняющие). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (физическая оптика). вводятся ненаблюдаемые факты,абстрактные понятия.
2 класса теорий исходя из критерия точности предсказания: 1. предсказание имеет достоверный характер (классической физика и химия). 2. предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов (биология, социально-гуманит. науках в силу специфики объекта)
Метод построения и развития теорий является метод восхождения от абстрактного к конкретному.
требование к любой научной теории — должна соответствовать фактам… В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор»
Завершенная теория никогда не является точным отображением природы, она есть некая идеализация опыта, осуществляемая с помощью понятийных оснований теории
Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.
Первый — общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной
Особенности Теории:
1. Теория – не отдельные достоверные научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.
2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно не просто описывать определенную совокупность фактов, но и объяснять их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений
4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений
5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.
6. Структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность»
7. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
Функции Т.:
1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.
Поппер:важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. + «критерий относительной приемлемости» отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации,б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями В ходе развития науки изменения представлений о механизме возникновения научных теорий: отказ от упрощенного понимания возникновения теории как простого индуктивного обобщения опыта.
теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта, а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеализированных объектов, которые используются в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимодействий. Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории. Теория основана на оперировании идеализированными объектами.

Темы: Aспирантура | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (9 голосов, средний: 4,67 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »