Неопозитивистская философия

Автор: Консультант по философии | 17 Ноя 2010

Философия науки сформировалась в рамках позитивистской традиции, именно там выработался комплекс проблем, варианты их решения и категориальный аппарат. История науки также начинается с позитивизма.Сам позитивизм – это мощное течение мыли возникшее в 30-х гг. XIX века, прошедшее ряд стадий и угасшее в 50-е гг. XX века.
Различают три стадии позитивизма: 1) Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер) – нач. – сер. XIX века; 2) Второй позитивизм (Мах, Авенариус) – втор. пол. XIX века; 3) Логический позитивизм (Венский кружок, Варшавская и Берлинская школы) – нач. и сер. XX века.Основной тезис позитивизма – наука сама себе философия.
Основные принципы позитивизма:
1) Сциентизм – абсолютизация роли научного знания в прогрессе цивилизации, т.е. направление развития человечества определяется прогрессом человеческого разума. 2)Феноменализм – философское направление, чей основной принцип – явление данное в ощущениях есть конечный элемент бытия. Это определяет и главный тезис позитивизма – наука начинается и заканчивается фактами. Историческая основа феноменализма – тезис Беркли «Esse est percipii». Позитивисты исходили из предпосылки, что за явлениями мы ничего понять не можем ни сущностей, ни причин. Выделяют два типа феноменализма: 1) онтологический, говорящий, что мир состоит из явлений, и поэтому мы ничего не можем познать кроме них; 2) гносеологический – постулирующий познаваемость лишь явлений, хотя за ними может нечто быть;
3) Дескрептивизм – поскольку мы не можем выйти в познании за рамки явлений, то задача науки состоит лишь в описании опыта. Объяснительная функция отсутствует.
4) Антитеоретизм – поскольку мы познаем лишь факты, описывая, но не интерпретируя их, то теория теряет свое самостоятельное значение, превращаясь лишь в описании явлений (это инструменталистская трактовка рои теории противоположная реалистическому подходу). 5) Элиминация метафизики – отказ от философского знания. Антиметафизическая установка достигла апогея в логическом позитивизме, основной задачей которого состояла в логическом анализе языка с целью элиминации метафизических затемнений.
Неопозитивистская программа анализа науки и её критика.
Третий позитивизм (он же логический позитивизм, он же неопозитивизм).Течение, считавшее основной задачей чёткое выражение знания и его точность и ясность, которые резко противопоставлялись второму позитивизму. Появление неопозитивизма принято связывать со становлением теории относительности, появлением огромного числа логико-математических парадоксов, разработкам неэвклидовой геометрии. Логический позитивизм (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии (гносеологии). Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
Представлен был венским кружком, берлинской группой, варшавско-краковской и кембридж-оксфордской группой.
Основатель — Шлик (ученик и последователь Маха), Карнап, Нейрат, Фейгель. Основное влияние оказали работы Уайтхед, Рассел.
Придерживались идей Конта и Маха.
Основные «зачинщики»:
1. Витгенштейн
(ученик Рассела), «Логико-философский трактат» — анализ лингвистики:
Язык состоит из атомарных предложений; при помощи связок (конъюнкция, дизъюнкция и аппликация ) можно создать молекулярные предложения. Реальность также состоит из атомарных фактов, которые могут соединяться в молекулярные. Атомарные предположения и факты независимы друг от друга, следовательно Витгенштейн отрицает причинную связь в реальности (по его мнению это суеверие). Реальность — комбинация фактов. Наука – комбинация предложений, которая отображает комбинацию фактов. В любой научной дисциплине существуют бессмысленные предложения, которые ничего не говорят о фактах, их надо исключить из науки и философы должны их искать. Эти идеи в венском кружке переработались в основные гносеологические принципы неопозитивизма.
3 основных гносеологических принципа:
1) всякое знание это знание о чувственном переживании субъектов и не более того.
2) любое чувственное переживание обладает определённой достоверностью, в которой не надо сомневаться. Они абсолютно истинны.
3) всякое знание есть результат описания (естественная наука должна описывать переживания).
Чтобы объяснить чувственные переживания субъекта надо выйти за пределы этих чувственных переживаний. Но о внешнем мире они ничего не говорят (т.к. либо его нет, либо ничего о нем сказать нельзя, невозможно предсказывать, т.к. надо узнать сущность)
Функция объяснения невозможна, невозможна функция предположения. Остается ответить на вопрос «как?» а не «почему?».
Характерными чертами неопозитивизма являются:
— Негативное отношение к предсказанию: чтобы предсказывать что-то нужно знать существенные признаки, порождающие причины.
— Отрицательное отношение к метафизике (что лежит за явлениями сказать нельзя). Предмет философии – логический анализ языка науки.
— Антиисторизм: история не может выступать необходимым объектом исследования, не даёт возможности выявить механизмы формирования и роста знания. Исторические аспекты полностью отсутствуют в сегодняшнем состоянии научного знания. (природа и процесс познания антиисторичны, т.к. природа предполагает связи. Процесс познания начинается с чувств восприятия и констатации фактов, их описание и обобщение, то не происходит никаких трансформаций и потерь знаний, таким образом постоянный рост, а не историзм).
— Импирический базис науки (совокупность истинных протокольных предложений):
теоретические предложения должны сводиться к атомарным, (впоследствии протокольным) предложениям.
— Процесс научного исследования и модель роста научного знания.
научная деятельность ученого состоит в:
1) Установление протокольных предложений.
2) Изобретение различных способов описания и обобщения
Модель роста научного знания (кумулятивная модель). Модель: научные познания начинаются с наблюдения, которые обладают абсолютной достоверностью. Далее с помощью индукции выводятся обобщения и законы.
Как построена научная теория? Это такая пирамида:
1.основные понятия, определения, константы, аксиомы, величины, постулаты, допущения.
2. следствия из аксиом, постулатов. предложения, которые выводятся из допущений.
3. Эмпирический базис (совокупность истинных и протокольных предложений).
Какова динамика науки?
Увеличение законов приводит к обобщениям; любая теория строится в человеческом сознании, значит, существует много пирамид, а в результате анализа как следствие имеем одну суперпирамиду, т.е. появляется единая унифицированная теория (нейтральная), на универсальном языке математики и физики.
Ряд проблем:
1) Проблема эмпирического базиса. эмпирический базис – совокупность истинных протокольных предложений. Приняли феноменалистскую трактовку сначала, те все протокольные предложения должны удовлетворять признакам: 1) должны выражать чистый чувственный опыт субъекта, 2) абсолютно достоверны и истинности нет сомнений, 3) нейтральны по отношению ко всему остальному знанию (нет теоретических терминов), 4) гносеологически первичны (именно с них начинается процесс познания)
Формальные признаки протокольных предложений: 1) слова которые выражают чувственные переживания субъекта (Карнап), 2) должно быть зафиксировано протоколирующее лицо (Шлик), 3) указывает на сиюминутность чувств восприятия.
Пример. Я сейчас и здесь воспринимаю черное и прямоугольное (удовлетворяя только по форме, по содержанию – нет.)
С протокольными предложениями связана проблема интерсубъективности. В 30-х годах дискуссия: замена феноменалистской трактовки на вещную, таким образом протокольные предложения должны быть: слова и термины должны отражать чувственное восприятие вещи и вещества. Критерий истинности — наблюдения.
Интерсубъективность: может быть недостоверны, таким образом, нейтрального языка описания нет и не может быть.
2) проблема демаркации (отличие науки от ненауки). Критерий научности – верификация (эмпирическая проверка предложения на истинность). Только верифицированные предложения осмысленны.
Проблема: истинность следствия не гарантирует истинность того, из чего выведено следствие.
А>В, В истинно
А-? истинно или ложно, даже если А истинно, где подтверждение? (теория Птоломея, хорошо предсказывает солнечные затмения, но не факт, что эта теория верна)
В любой теории есть идеализированные объекты (чувственно не воспринимаемые), и они должны быть исключены из науки. Законы – всеобщие суждения, нельзя подтвердить совокупностью частных суждений.
Для любого Х — Р(Х). Верификация этого – проверка всех возможных последствий. Х1: Р(Х1) – неизвестно, Х2: Р(Х2) = … Никакая процедура не может гарантировать истинность закона Р(Х). Следовательно, исключены все законы науки. Останутся частные факты.
Позднее неопозитивисты поняли, что жесткая верификация невозможна, в итоге появилась мягкая верификация (частичное подтверждение).
Никакой совокупностью идей нельзя обозначить истинность суждений.\
Можно выделить два исторических корня логического позитивизма. Так в своей программной статье «Поворот в философии» немецко-австрийский философ Мориц Шлик представил генетическую линию развития от Лейбница до Б.Рассела и Г.Фреге. Задача, поставленная перед «венцами» — разработка системы критериев оценки качества теоретического вывода. Поэтому самое распространенное понимание позитивизма этого времени — это тезис единства метода.Другое родовое понятие позитивизма — это система языка. Шлик считал, что Л. фон Витгенштейн был «первым, кто приблизился» к идеям позитивной науки в 1922 году в «Логико-философском трактате » (смотри далее).Новая методология проводила активный отбор пригодного научного знания и начала с атак на метафизику. «Философия — это не наука» — утверждал М. Шлик. Требование заменить содержательность как сверхзадачу формальностью стало важным этапом освобождения научного метода от химер и мистификаций обыденного сознания, что напомнило борьбу Бэкона с идолами. В целом 30-40е годы XX века европейская наука встретила в жарких спорах при общей победе рационализма. Наука, воодушевленная успехами естествознания и объяснявшая этот прорыв совершенством метода, предприняла попытку восстановить единое знание о мире и природе. «Набрав сил, огонь познания охватывает и остальное. Эти моменты свершения и горения — самое существенное. Весь свет познания идет от них. Поисками источника этого света философ на самом деле и занят, когда он ищет последний фундамент познания»[3].Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн.Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Так же Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма.Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат» (Tractatus logico-philosoficus). В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма:
1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.
3. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»
4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами
5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)
«Истинность философских утверждений невозможно доказать» — Р. Карнап Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Очень известны такие его работы как «Логические основания вероятности» (Logical Foundations of Probability, 1950) и «Континуум индуктивных методов» (The Continuum of Inductive Methods, 1951). Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки. Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису — понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории[4].Научные предложения бывают либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы и самодостаточны (пример: тела протяженны). Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путём (пример: на столе лежит книга).Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация — процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики. Логический позитивизм, который так отвергает метафизику и стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:
1. решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
2. любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Широко известна работа Карнапа, посвящённая концепциям логического позитивизма, «Преодоление метафизики посредством логического анализа языка» (Die berwindung der Methaphysik durch logische Analyse der Sprache, 1932)[4]

Темы: Aспирантура | Ваш отзыв »

1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд (3 голосов, средний: 4,67 из 5)
Загрузка...

Отзывы

« | | »